КС постановил изменить правила расчёта двухлетнего срока, в течение которого ФНС разрешено начать налоговую проверку всех контролируемых сделок организации, если было подано уведомление по сведениям хотя бы одной из них.

История вопроса

Телекомпания ПАО «Вымпел-Коммуникации» (далее - компания, истец) в 2018 году отправила в налоговую инспекцию уведомление о проведенных в 2017 году 111 контролируемых сделках.
Через пять месяцев компания внесла дополнения в 68 сделок. Изменения в большинстве случаев были незначительными и коснулись только нумерации договоров.
После истечения двухлетнего срока с момента получения первичного уведомления, ФНС сообщила о проверке по одной из уточненных сделок.

Компания пришла к выводу, что ведомство поступает незаконно, ведь Положение п. 2 ст. 105.17 НК позволяет продлевать срок назначения проверки:
  • в случае представления уточненной налоговой декларации;
  • по сделкам, данные о которых изменились в уточненном документе.
Компания подала иск в суд.

Что решили суды?

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований компании. Решающую роль сыграл аргумент ФНС о том, что уточненное уведомление аннулирует первоначальное и меняет начало исчисления двухлетнего срока.
Верховный суд отказал в рассмотрении жалобы.
Компания обратилась в КС с просьбой проверить абзац первый п. 2 ст. 10517 НК РФ на соответствие Конституции.

Мнение КС

КС указал, что:
  • В уточненном уведомлении могут содержаться сведения, несущественные для принятия решения о проверке контролируемых сделок. Если речь идет об устранении технических ошибок, то двухлетний срок на принятие решения о проверке, должен исчисляться со дня получения первоначального уведомления.
  • Абзац первый пункта 2 статьи 10517 НК РФ не соответствует ч. 1 ст. 1; ч.2, ст. 2, 15; ч.1, ст. 19; ч. 1, ст. 34; ч. 1, ст. 35; ч. 3, ст. 55; ст. 57 Конституции РФ в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, влечет исчисление срока на принятие ФНС решения о проведении проверки со дня получения уточненного уведомления и налоговый орган не обосновал, что новые сведения о сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.
  • Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. При этом он не лишен возможности дифференцировать сроки для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки при получении первоначального или уточненного уведомления.
  • До внесения поправок исчисление срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика осуществляется в соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными в настоящем Постановлении, с исключением применения абзаца первого пункта 2 статьи 10517 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой он признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Дело ПАО «Вымпел-Коммуникации» отправлено на пересмотр в установленном порядке.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 N 41-П

Редакция Центра экспертиз
Эта страница полезна?
Да
Нет
83% клиентов считают страницу полезной
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!
Возврат к списку


Комментарии
0 комментариев